Краткое руководство по

Краткое руководство по

Краткое руководство по написанию бизнес-плана

Мария Грищенко побывала на IX международном молодежном управленческом форуме Алтай. Точки Роста 2017 и собрала главные мысли и советы спикеров в краткое руководство для начинающих.

Материал состоит из нескольких частей. Эта вторая, здесь речь пойдёт о написании бизнес-плана.

Кипа никому не нужных бумаг

Казалось бы, кипа никому не нужных бумаг. Но на деле бизнес-план это эффективный инструмент, который поможет решить целый комплекс задач.

Чтобы не быть голословными основные функции бизнес-плана:
Развитие бизнеса.
В основном в таких целях бизнес-план использует крупный и средний бизнес с четкой системой бюджетирования.

Привлечение партнеров
Привлечение инвестиций. Самая распространенная функция бизнес-плана в России, которая часто становится и камнем преткновения при получении кредитов и субсидий.

Получение грантовой поддержки.
Ради этой функции над бизнес-планами кропят в социальном предпринимательстве, малом и микробизнесе. Опять же, бизнес-план тут зачастую барьер, который мешает спокойно забрать денежные средства, и когда все процедуры завершены, живет отдельно от бизнеса.

Обоснование банкротства

Реклама. Довольно нетипичная функция для бизнес-плана, которая стала популярной в последние годы. Бизнес-план выполняет функцию красивой визитки с фотографиями, картинками, инфографикой.

Как составить бизнес-план, если особо нет времени и денег?
Можно заморочиться и сделать его самостоятельно. На это вы потратите кучу сил, времени и нервных клеток.

Можно обратиться к профессиональным оценщикам или консультантам. Выбирать следует тщательно. Если при некорректной оценке залога или имущества оценщик несет значительные моральные и материальные издержки, вплоть до уголовной ответственности, то при оценке бизнес-плана только репутационные.

К тому же даже самый хороший консультант не может быть совершенно беспристрастным он попадает в психологическую ловушку наемного работника. Однако можно обратиться к нему на одном из этапов, например, в финале, когда глаз замылился и понадобится свежий взгляд.

Как делать решать вам. Методические рекомендации в помощь:

Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов 2000 года. (PDF прикреплен к посту)

Постановление Правительства РФ 1470 от 22.11.1997.

Специальные программы: Project Expert с закрытой оболочкой (), Альт-Инвест с открытой оболочкой ().

Четырехуровневое название бизнес-плана

Название в бизнес-плане строится по четырем уровням. Наличие всех этих элементов признак хорошего тона.

По схеме: Бизнес-план Какого порядка? (инвестиционный, инновационный или социальный) Назначение проекта (строительство, модернизация, реконструкция, разработка нового товара и так далее) Главные фишки

Пример: Бизнес-план инновационного проекта по модернизации бизнеса системной интеграции в Алтайском крае

Главные элементы бизнес-плана:

Титульный лист
Меморандум (заявление) о коммерческой тайне. Здесь вы заявляете о своих правах собственности на бизнес и декларируете, что распространять и использовать материалы вашего бренда любым способом можно только с вашего разрешения. В общем, показываете, что нечего задирать пацанчиков с района.

Оглавление

Резюме. Самая важная часть бизнес-плана. Именно по резюме зачастую инвестор и решает, работать с тем или иным стартапом или нет. Резюме должно цеплять, но при этом в нем не должно быть ничего лишнего, а только: суть проекта, цели, задачи, основные параметры проекта, наличие господдержки, итоговые показатели (коммерческие, бюджетные, социальные).

Анализ положений дел в отрасли Здесь вы объясняете, почему ваша задумка перспективна и почему продукт будет востребованным. Поэтому этот раздел вы начиняете разного рода социологическими опросами, кабинетными исследованиями, экспресс-аудитами, анализом конкурентов, анализами спроса и предложения на эту товар Так вы обосновываете, почему ваша ЦА ждет не дождется, когда ваш продукт появится на рынке.

Описание продукта Здесь вы показываете товар лицом описываете все его выгоды и преимущества, чтобы было видно даже людям с плохим зрением. Для наглядности сделайте фотографии вашего продукта, которыми вы снабдите его короткие описания. Лучше для восприятия.

Производственный план. Это самый конкретный пункт. Сюда нужно включить: месторасположение, производственный потенциал, описание технологии (важно тут не налить много воды нюансы технологического процесса инвесторов интересовать не будут. Главное передать общую идею), инвестиционная программа, текущие затраты (расчеты), амортизационная политика предприятия (оборудование, здания, транспорт).

Что такое организационный план?

Это анкета компании, в которую входит:
Название компании
Отрасль
Резюме руководителя (образование, опыт работы, семейное положение, контакты)
Выжимки из штатного расписания компании
Количество сотрудников
Размер заработной платы
Условия труда
Возможности для оптимизации
Матрица ответственности
Есть ещё финансовый план. Что это?

Хорошее дополнение к маркетинговой составляющей бизнес-плана, которое поможет сгладить все его шероховатости. Даже если спрос на вашу продукцию небольшой, то финансовый план покажет, что он такой не потому, что продукт плохой, а потому, что этот рынок растущий и только набирает обороты. Та-дааам, все объясняли, все недостатки идеи или продукта нивелировали.
Итак, чтобы показать рост спроса на ваш товар/услугу, нужно отразить следующие моменты:

Предпосылки для построения финансовой модели (валюта расчета, длительность, остаточная стоимость)
Система налогообложения
Описание кредитной истории
Индексы инфляции
Ставки дисконта
Таблица рисков
Показатели эффективности (срок окупаемости, рентабельность (индекс доходности), чистая стоимость активов, показатель выхода бизнеса в ноль).
У бизнес-плана есть приложение
Располагаем его в самом конце. Сюда выносим все расчетные таблицы, лицензии, документы, которые не влезли в тело бизнес-плана, и занимаемся самолюбованием прикладываем свои грамоты, награды, достижения. Главное не переборщить с этим и не перегрузить приложение. Бизнес-план и так довольно увесист, не нужно еще докучать людей тем, как вы выиграли в конкурсе поделок в пятом классе.

Важен и дизайн
Как ни странно, да. Вишенка на торте вашего бизнес-плана дизайн. Бизнес-план это не скучный реферат в школе, который вы впопыхах делаете на отвали и добрую половину скачиваете из интернета. Так как он выполняет рекламную функцию и призван продавать ваши товары Да и встречают по одежке никак не искоренить из психологии человека, это нужно учитывать.

Маркетинг в бизнес-плане
Здесь можно долго распаляться о том, как важно дотошно изучить ваших потенциальных клиентов и конкурентов и как важно четко решить, на что будет потрачен рекламный бюджет. Но в маркетинге, впрочем, как и везде, все начинается с чего? Правильно, со стратегии.

В маркетинге для стратегического планирования используют два основные матрицы.

1. Матрица BCG (Бостонская консалтинговая группа)
Теоретически обосновывает актуальность продуктов компании.

Чистая математика.
Строится по осям следующим образом: горизонтальная доля рынка, вертикальная рост спроса (рынка). На пересечении вертикальной и горизонтальной оси рисуется круг, площадь которого соответствует доле продукта в объемах продаж компании. Здесь главное определиться с критериями, что для вас значит желанная большая доля на рынке.

Пример: На нефтяном рынке 1% это невероятно огромная доля. А 1% на рынке столицы российского региона типа Барнаула или Курска уже средняя или маленькая.

2. Матрица General Electric (матрица Маккинзи)
Также называется матрицей рост-доля рынка. Числовая.
Строится по блокам: блок критериев по привлекательности бизнеса и блок по его конкурентоспособности. На пересечении и выявляется, насколько бизнес или сфера сильны и привлекательны. Так как матрица представляет собой сетку 3×3, то ее на основе можно разработать девять разных стратегий.

Культура бизнес-планирования в России еще не сложилась и не носит полностью цивилизованный характер. На сегодняшний день 90% бизнес-планов воспринимаются как административный барьер, который мешает на пути к получению грантовой или кредитной поддержки.

Вы разрабатываете проект, тратите на него деньги, силы, платите работникам, привлекаете консультантов или еще каким-то образом доказываете, что достойны получить грант или кредит. Но как только получаете, благополучно об этом бизнес-плане забываете. Это неправильно, бизнес-план инструмент для эффективного управления вашим бизнесом.

Материал подготовлен на основе выступления Руслана Самсонова, доцента Алтайского государственного университета, научного руководителя ООО Алтайский институт стоимостных технологий БизнесМетрикс (Барнаул).

Источник: rb