Дмитрий кирдяйкин: в

Дмитрий Кирдяйкин: В этом году в Алматы будет обновлено порядка 30 км трубопроводов

В реалиях рыночной экономической модели алматинские госпредприятия-монополисты постепенно стали выстраивать работу в соответствии с требованиями и пожеланиями людей. Ориентированность на потребителей в совокупности с инновациями и прогрессивным взглядом управленцев новой волны раскрывает внутренние производственные резервы, выводя предприятие на более высокую ступень развития. Как ТОО Алматинские тепловые сети пошли в народ, рассказал главный инженер Дмитрий Кирдяйкин.

— Тема теплоснабжения Алматы в какой-то мере сошла с первых полос изданий, за исключением, может быть, вопросов оплаты за тепло и временного ограничения его подачи. Что происходит?

— Если вкратце, идет комплексная работа по модернизации городской системы теплоснабжения, которую мы обязаны завершить в ближайшей перспективе. А в прессе мы перестали фигурировать после того, как менее чем за год на алматинских улицах перестали фонтанировать гейзеры выбросы горячей воды из трубопроводов, которые представляли определенную угрозу прохожим и транспорту.

Вообще, количество повреждений на теплосетях Алматы в течение года сократилось на 7,5%, с 2070 случаев в 2015 году до 1924 в 2016 году. За это же время не зафиксировано ни одного случая травматизма на магистральных и распределительных трубопроводах. Нулевой отметки удалось добиться за счет повсеместного перекрытия доступа посторонних к местам их реконструкции стандартным ограждением. К слову, эти ограждения, где мы размещаем информацию о начале и завершении ремонтных работ, данные об объектах, гармонично вписались в городской пейзаж.

По мере возможности сокращаем и время проведения реконструкции теплопроводов и восстановления дорожного покрытия. Проще говоря, повысили культуру производства.

— Хотите сказать, решаете годами накопившиеся проблемы?

— По мере возможности. Менять ситуацию стали летом прошлого года, когда после ее анализа пришли к пониманию, что дальнейшее развитие теплосистемы города немыслимо без современных методов управления производственными процессами и экономикой предприятия.

Начали с внедрения технологии так называемого планового запуска подачи теплоносителя в систему теплоснабжения во время ее испытаний в межотопительный сезон, предотвращая резкие механические и гидравлические воздействия на трубопроводы. Это минимизировало количество неконтролируемых выходов горячей воды на поверхность, а значит, уменьшило объем нормативных потерь.

В контексте производственной оптимизации расширили применение частотного регулирования насосного оборудования, перекачивающего теплоноситель по трубопроводам. Результат потребление электроэнергии сократилось на 3%.

Отличный эффект дал метод плавной регуляции температуры воды. Такая технология, ранее не применяемая в Алматы, снизила термодинамическую нагрузку на трубопроводы, сохраняя их целостность и долговечность. Вот так, впервые во время отопительных сезонов, удалось избежать аварий крупного масштаба.

— И все же нарекания в вашу сторону есть. Взять хотя бы бесконечные разрытия улиц, открытые люки

— Я бы не стал драматизировать ситуацию. Проблема открытых колодцев практически решена. Старые люки, столь популярные среди сборщиков металлолома, меняем на полимерные. Продать их, тем более с логотипом АлТС, невозможно. Уже закуплено 5 тысяч люков. Это 1 Но в ближайшие годы и остальные 9 тысяч колодезных крышек, принадлежащие АлТС, заменим на антивандальные.

По разрытиям тоже приводим ситуацию в цивилизованный вид. В преддверии очередной реконструкции приобрели 5 км мобильных ограждений. Они эстетичные, информативные, заметные издалека. Но главное обеспечивают безопасность людям, особенно детям, ограничивая их доступ к местам проведения работ.

— Готовитесь и дальше рыть город?

— Модернизация будет продолжена. Судите сами. Общая протяженность теплосетей в Алматы 1145 км, из них 64,4% подлежат замене. Если не реконструировать устаревшие участки, число порывов на трубопроводах будет только возрастать. Причем километраж реконструируемых участков должен превышать длину трубопроводов, срок эксплуатации которых с каждым годом увеличивается, чего не делалось до сих пор.

Сегодня мы поставили задачу в течение пяти лет снизить изношенность трубопроводов до 7%. Прорыв в данном направлении дадут инновационные технологии, в первую очередь так называемые предызолированные трубы, срок службы которых за счет современной антикоррозийной конструкции достигает 40 лет.

Но от разрытий улиц, под которыми проложены трубопроводы, не уйти иной технологии в мире не существует.

— Тогда позвольте узнать, за чей счет развиваете теплохозяйство?

— Систему теплосетей частично обновляем за счет местного бюджета, частично за счет средств предприятия и кредита по программе Нурлы жол по ставке 0,02% годовых, который будет погашаться с 2022 года.

В этом году в Алматы планируется обновить порядка 30 км трубопроводов. Это в 2,5 раза больше, чем в 2016 году. Шестую часть из общего объема реконструкции предприятие профинансирует из своего бюджета.

— Недавно аким города вручил вам новую спецавтотехнику. Изменило ли это ситуацию на теплосетях?

— Безусловно. Обновление технопарка сразу на 30% сократило время устранения порывов на несколько часов, в зависимости от характера повреждения. И в первую очередь благодаря ее высокой маневренности при ликвидации нештатных ситуаций на узких улочках и во дворах, где не всякое авто может развернуться.

Кроме того, один современный трактор, оснащенный дополнительными насадками, может выполнять 5-6 операций. Значит, отпадает необходимость содержать несколько спецавтомобилей, экономится топливо, запчасти, людские ресурсы.

К полученным в конце прошлого года 63 единицам планируем приобрести еще 35 спецавтомашин, и к началу следующего отопительного сезона довести процент обновления парка до 45%.

Откровенно говоря, обслуживание морально устаревших авто дороже, чем их утилизация, не говоря уже об экологической составляющей этих спецмашин, работающих на низкооктановом топливе. В течение года мы полностью переведем наш автотранспорт на газ.

— Ахиллесова пята предприятия задолженность алматинцев за услуги теплоснабжения. Есть ли у молодых управленцев подвижки в этом направлении?

— Чтобы потребитель исправно оплачивал комуслуги, необходимо выстроить сервис, наладить диалог с горожанами. Несмотря на то, что с 2012 года тариф остается неизменным, часть алматинцев не способны сразу погасить задолженность. Выход нашли, взяв за основу элементы сотрудничества банков и граждан. Теперь реструктуризацией и возвратом долгов почти год занимается специально созданное управление мониторинга и работы с дебиторами. Схема проста. Неплательщик обращается в управление, прекращается начисление пени, а основной долг разбивается на равные части, которые потребитель погашает в течение 6 месяцев. В особых случаях мы готовы растянуть выплаты на год.

— Получается, должникам теперь невыгодно бегать от вас?

— Смысла нет. Отдавать долги все равно придется. В прошлом году мы заключили 739 договоров с потребителями на погашение ими 83,8 млн. тенге задолженностей. Результат не заставил ждать к концу года более половины неплательщиков оплатили свои долги, вернув предприятию 29,2 млн. тенге.

К сожалению, не все готовы договариваться добровольно. Особо злостным должникам пришлось предъявить судебные иски. Их число возросло почти в 3 раза с 1281 в 2015 году до 3388 в 2016 году. Но зато в комплексе это снизило дебиторскую задолженность на 54,3%, или на 756 млн. тенге.

— Если еще какие-либо инструменты воздействия на должников?

— Конечно. Совместно с компанией АЛСЕКО организована служба дозвона call-центр, через который извещают об имеющейся у них задолженности. Плюс до конца года создадим мобильное приложение, предназначенное как для просмотра квитанции, информации о тарифе, так и для оплаты услуг за теплоснабжение. Те, кто привык оплачивать услуги традиционно, могут пользоваться экспресс-кассами, где платежи принимают без комиссии, заполнения лишних бумаг и очередей.

Во II квартале для жителей Аузовского района на территории микрорайона Аксай откроем центр обслуживания потребителей. Подобный центр уже действует в районе аэропорта. Со временем еще один ЦОП оборудуем в Алмалинском районе.

— Планов громадье, но в одиночку топ-менеджменту реализовать их, наверное, будет проблематично. Или вопрос с кадрами у вас тоже уже решен?

— Вопрос кадровой политики один из приоритетных. Заниматься им мы начали с первого дня параллельно с решением производственных и финансовых задач.

В условиях дефицита работников среднего и низшего звена, возникла идея открыть на базе Алматинских теплосетей новый учебный центр, оснастив его современным оборудованием, макетами и лабораторией. Тем самым мы увеличим ежегодный прирост обучаемых кадров на 30%, достигнув количества квалифицированных рабочих и инженеров до 900 человек сразу по 7-ми отраслевым направлениям теплоэнергетики. Центр также способен за счет расширений собственных ресурсов переподготовить дополнительно 600 специалистов иных предприятий сферы ЖКХ, включая работников КСК и частных сервисных организаций профильной деятельности с выдачей выпускникам соответствующих сертификатов.

— Ваш прагматизм, мягко говоря, несколько обескураживает

— Возможно, но это только на первый взгляд так кажется. При желании и четких критериях системного подхода задача выполнима. На самом деле, главных направлений два. Первое — обеспечить высокий уровень сервиса алматинцам, второе создать комфортные условия производственному персоналу.

Все это реально сделать при условии вывода предприятия из убыточности, что является для нас одним из основных приоритетов управленческой деятельности.

Источник: