Мы выбираем, нас выбирают

На дефицит квалифицированных кадров только ленивый работодатель не жаловался: и опыт не релевантный, и качество знаний низкое, а зарплатные ожидания, все, как один, показывают завышенные.
В ответ кадры сочиняют мемы в духе: Требуется сотрудник: опыт работы от 50 лет, возраст — до 30 лет, с навыками использования телекинеза и укрощения драконов
Смею доложить: дальше будет только хуже.

Основные факторы влияния:
1. демография:
на рынок труда выходят дети 90-х, прогнозируется уменьшение числа трудоспособного населения на 12% уже к 2030 году
2.образование:
система начального и первичного профессионального образования сокращается и устаревает с начала перестройки.
3.мода:
число выпускников гуманитарных и экономических специальностей по данным Минэкономразвития колеблется на уровне 250-300% от реальных потребностей рынка. Рабочие специальности среди молодежи считаются непрестижными.
4. отечественные бизнес-школы:
торгуют суррогатами MBA и сомнительного качества тренингами, управленческая элита не растет.

Бизнесу в сложившейся ситуации можно порекомендовать обратиться к японскому опыту корпоративного управления.Там, как всегда, подошли к проблеме философски и не стали открывать бизнес-школы. Считается, что большинство сотрудников, управленцев в том числе, можно подготовить только внутри компании по индивидуальным программам и широко используя ротацию кадров. Образовательные учреждения при этом должны давать общеакадемическую базу знаний для дальнейшего развития в профессии.
В России схожий подход используют предприятия ВПК. Например, конструкторские бюро ввели практику не только брать на стажировку студентов старших курсов и создавать программы поддержки молодых специалистов (Сухой), а и сотрудничать с профильными вузами от абитуры до выпуска (Калашников, Рубин). В гражданском секторе одним из первых УК ЭФКО создала собственную школу управления и повышения квалификации с прекрасной материально-технической базой. При этом значительное внимание уделяется инновационным исследованиям. Большинство выпускников трудоустраивается на предприятиях холдинга.

С точки зрения поиска работы мы живем в интересное и сложное время:
1. люди как никогда мобильны, все ноу-хау доступны в сети, что открывает массу возможностей
2. при этом технологии стремительно меняют мир — знания, полученные в вузе устаревают к моменту получения диплома.

Бостонский стартап Burning Glass Technologies, который анализирует рынок труда путем сбора интернет-объявлений о работе, пришел к выводу, что наибольшим спросом пользуются новые комбинации навыков, так называемые гибридные профессии. При этом большинство компании сокращает финансирование программ обучения для сотрудников и пользуется услугами фрилансеров и аутсорсеров. Это вызвано экономическим кризисом, а так же, возможно,и незнанием того, какие специальные навыки будут востребованы.
Таким образом, самообразование, непрерывное обучение на протяжении всей карьеры — единственное, что сделает вас конкурентоспособным.

Практика найма последних лет показывает, что на собеседовании в первую очередь нужно выяснять отношение человека к работе здесь и сейчас: За ту зарплату, которую ты хочешь, что получит от тебя компания?
Во вторую — его способности к самообучению, когнитивные навыки и опыт работы. Тогда вероятность того, что в результате внутреннего переобучения и адаптации у вас появятся новые рабочие руки, достаточно высока.

………
Однажды, ясным сентябрьским утром милый женский голос пригласил меня на собеседование.
Эйчар была странная. Трепетный рассказ об опыте работы постоянно перебивала вопросами то про свежие городские новости, то про мое экстремальное хобби и где такому учат, то умею ли я вышивать крестиком.
— А что вы поменяли бы в этом кабинете? Порядок навели бы Порядок — это хорошо. Мы вам перезвоним.
Так я оказалась в крупной финансовой корпорации. Позже мне объяснили: мы проверили вашу способность быстро переключаться и сохранять самообладание. ВУЗ вы окончили хороший, порядок мы тоже любим, остальное не важно. Все равно мы вас обучим работе по своим стандартам. И научили — пользуюсь этими знаниями и навыками до сих пор, а удовольствие от работы было взаимным.
……………………..